Исходные данные
Что регламентирует поведение на дороге участников движения? Конечно, правила дорожного движения. Ежедневно сотрудники ГИБДД пресекают и выявляют нарушения и со стороны автолюбителей, и со стороны пешеходов. Но, как показывают цифры статистики, запреты, наказания и увещевания не работают — ежедневно на дорогах Салавата происходят аварии, наезды на пешеходов, получают травмы, гибнут люди... Свой «вклад» вносят и условия: качество дорожного покрытия, освещенность переходов и даже цвет одежды пешеходов. А еще очень важен личный опыт водителя и пешехода, который помогает сформулировать для самого себя дополнения к правилам дорожного движения.
«Мы вас не видим!»
Восклицательный знак здесь неслучаен — это восклицание тысяч водителей, обращенное к пешеходам.
— Именно в осенне-зимний период, особенно в темное время суток, увеличивается число ДТП с участием пешеходов. Водитель просто не может увидеть пешехода заблаговременно. Рекомендуем позаботиться о наличии световозвращателей на одежде родных и близких — возможно, стоит даже сделать им такой оригинальный подарок на Новый год. Поверьте, этот предмет может спасти жизнь и здоровье, — советуют салаватцам в Госавтоинспекции.
Факт:
человек в одежде темного цвета, но имеющий световозвращающий элемент размером всего лишь с большой палец руки, виден с более дальнего расстояния, чем тот, кто полностью облачен в белую одежду.
Конечно, это не снимает ответственности и с водителей, которые обязаны передвигаться по городу с установленной ПДД скоростью, учитывая в том числе и погодные условия, оценивать обстановку и движение пешеходов.
Совет для пешеходов: прежде чем переходить дорогу, удостоверьтесь в том, что нет приближающихся автомобилей или водитель вас пропускает, остановив машину.
Мнения автолюбителей
Сергей Гараев:
— Скажу честно: иногда хочется выйти из машины и за ручку перевести тех, кто не шевелится, побыстрее через дорогу. Да, пешеходный переход для них, но ведь можно быть взаимовежливыми и не пересекать дорогу шириной 1 метр походкой королей 15 минут?
Айваз Давлетбаков:
— Иногда я думаю, что пешеходы специально ставят перед собой цель — остаться незамеченными на дороге! Вот только зачем? Идет такой салаватец весь в серо-черном, практически слился с дорогой, особенно, если еще дождь — как его заметить? И ладно, если он еще по переходу решил дорогу перейти, где светофор, освещение, а не хоп — и выпрыгнул на дорогу там, где ему захотелось… Для меня темное время суток зимой и осенью, когда все в темных пуховиках и куртках, быть за рулем — постоянный стресс. Пешеходы! Позаботьтесь о своей безопасности! Хоть помпон на шапку световозвращающий пришейте!
Владислав Куликов:
—- Обращаю внимание на пешеходный переход на бульваре С. Юлаева при движении в сторону КДЦ Агидель» вдоль аллеи — опасное место. Аллея отделена от дороги рядом высоких пирамидальных тополей, которые закрывают приближающегося со стороны аллеи пешехода. Поэтому для нас, водителей, — он просто неожиданно выпрыгивает на дорогу. Даже если ехать, не превышая допустимую скорость, можно не успеть затормозить. Поэтому я и многие мои знакомые проезжают этот участок на низкой скорости, контролируя пешеходный переход. Я не предлагаю спилить тополя, но, возможно, светофор решил бы эту проблему.
«Потому что темно»
Опытный водитель Салаватского пассажирского автотранспортного предприятия — филиала ГУП «Башавтотранс» Рафис Кунафин, который работает на маршрутах по городу, межгороду и пригороду около девяти лет, делится своим мнением о безопасности салаватских дорог:
— В последнее время плотно занялись освещением пешеходных переходов. И это радует. Раньше темные переходы были самыми, наверное, опасными местами. Сейчас ситуация в корне меняется — хорошо освещаемые пешеходные переходы видны издалека.
В Салавате много машин, водители которых зачастую куда-то торопятся, нарушают ПДД — не вижу в этом смысла. Я сторонник тихой и спокойной поездки, тогда и пассажиры, и пешеходы будут целы и невредимы. Все ПДД написаны «кровью», поэтому советую соблюдать их.
К сожалению, такой позиции придерживаются далеко не все салаватцы, стараясь побыстрее проскочить, подрезав, обогнать, а в результате — боль, слезы, потери…
В годы реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Салавате проведен капитальный ремонт более двух десятков километров городских дорог, построены две новые — улицы Лесопарковая и Бекетова, решается вопрос по обеспечению максимальной безопасности пешеходных переходов.
Только в этом году в городе начнут работать 4 новых светофора.
— Два — на перекрестках улиц Строителей и Чапаева, Губкина и Калинина (восточная сторона) — уже действуют, один — на пересечении улиц Октябрьской и Островского — в настоящее время в работе. Четвертый светофор будет установлен на сэкономленные средства на северном въезде (ООО «ПромВодоКанал»). Работы планируем завершить до 25 декабря, — рассказывает о проделанной работе начальник отдела благоустройства управления городского хозяйства Антон Яковлев. — При выборе мест для установки новых светодиодных светофоров, оснащенных табло обратного отсчета времени, мы, в первую очередь, обращали внимание на загруженность перекрестков и стабильность работы светофоров на них. Например, на одном из самых больших и загруженных перекрестков улиц Октябрьской — Островского светофор часто выходил из строя, поэтому здесь по поручению главы администрации города будет установлен новый.
Еще на один перекресток просят обратить внимание салаватцы:
— Улица Островского и бульвар Космонавтов — для пересечения четной стороны бульвара пешеходу дается 32 секунды, а чтобы перейти более протяженный переход через магистраль улицы Островского — всего 28 секунд. Даже здоровым и сильным людям трудно уложиться в этот временной промежуток, чтобы перейти дорогу. Что уж говорить про пожилых, инвалидов и детей, — обращает внимание Вера Виноградова и просит провести настройку светофора.
Самый опасный участок дорог города
После тщательного анализа аварийности на городских дорогах салаватская Госавтоинспекция определила самый опасный участок городских дорог — это перекресток улиц Калинина и Островского. За два года здесь произошло шесть серьезных ДТП.
В 2020 году — три аварии, в которых травмы получили пять человек. В 2021 году здесь случилось три ДТП: столкновение автомобилей, наезд на пешехода и наезд на транспортное средство, пострадало семь человек, пять из которых — дети.
Есть ли возможность снизить аварийность участка? Салаватская Госавтоинспекция считает, что на перекрестке улиц Калинина и Островского необходимо организовать круговое движение. Данное предложение уже направлено на рассмотрение главе администрации Салавата Игорю Миронову.
— Круговое движение на перекрестке улиц Калинина и Островского позволит предотвратить столкновения при встречном разъезде автотранспорта и исключить выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора, — объяснили в пресс-службе ведомства.
После того, как в группах газеты «Выбор» в соцсетях появилась информация о предложении ввести круговое движение, салаватцы оставили свои варианты решения проблемы.
— Установить светофор с таймером для водителей, — предлагает Марат Тимиреев.
— Сделать больший «разбег» по времени включения разрешающего сигнала светофора по отношению к моменту включения запрещающего сигнала для участников, движущихся в пересекаемом направлении, — считает Евгений Числяев.
— Если перенастроить светофоры и сделать выдержку в 3-5 секунд во все стороны, то это решит вопрос и с неуспевающими проехать, и с торопыгами, которые активно стартуют. Строительство кругового движения — трата огромного бюджета, — рассуждает житель города, не захотевший назвать свое имя.
Осталось выбрать максимально правильное решение и внедрить его.
Ещё одна жертва…
А пока мы готовили этот материал, в городе произошло еще одно ДТП, которое унесло жизнь человека.
4 декабря около дома № 8 на улице З. Валиди автомобиль сбил пешехода, переходившего дорогу в неустановленном месте, который скончался от полученных травм. Мы выражаем соболезнование родным, близким и призываем быть предельно внимательными, соблюдать правила дорожного движения — давайте вместе сделаем дороги города Салавата безопасными.